Главная » 2013 » Ноябрь » 7 » Причина всех страданий (продолжение)
21:31
Причина всех страданий (продолжение)

Начало здесь

    Итак, чувства после того, как они  реагируют на определенный вид раздражителя, посылают импульс в ум (санскр. Манас), который является синтезатором всех ощущений. Ум – это не мозг, а составная часть тонкого тела. Ум (Манас) – это психическая энергия. Он обработав разные ощущения, выводит общее умонастроение. Ум также хранит образы, ассоциации, эмоции, впечатления. Например, при виде лимона у нас выделяется слюна. Если мы потом просто вспомним про лимон, у нас так же выделится слюна. Это происходит из-за ума, который хранит всё это у себя в памяти. Все эти впечатления, эмоции и ассоциации формируют биологическую структуру нашего тела, ДНК и всё остальное. Ум – это характер человека, в нем формируются мысли, наклонности. Некоторые ошибочно отождествляют себя с этим свойством ума. Однако это ошибка.

  И Веды описывают, что могущество ума настолько велико, что никто себе этого даже представить не может. Но есть одна оговорка – ум должен быть чистым. То есть неоскверненным. Говорится, что в чистом состоянии ума исполняются абсолютно все желания! Таково величие ума. Почему такое происходит? Потому что  вселенная имеет те же самые структуры: грубые и тонкие элементы. Поэтому если человек имеет чистый

ум, то он взаимодействует с энергией вселенной. Так желаемое приходит само по себе.

  Приведем пример, который произошел не так давно. Одни человек в Швеции ремонтировал холодильный вагон на предприятии. Он был электриком. Лежа под рефрижератором, он пытался его починить и заработался, потеряв счет времени. Подошел к концу рабочий день, и предприятие стало закрываться на ночь. Человек, который обходил все камеры перед закрытием, заглянул и в ту, где находился электрик. Никого там не заметив, он закрыл  дверь. Те, кто знает, что такое подобные холодильники, понимают, какой там холод. Поэтому пережить в нем всю ночь практически невозможно. И этот электрик это также понимал. Он осознавал, что выжить ему при такой низкой температуре не удастся. Всё же он колотил в дверь, кричал, но, увы… Он там погиб. Причем он так промерз, что даже медицинская игла не входила в его тело. Он промерз насквозь. И что же в этом удивительного? В чем смысл этого примера? А в том, что эта холодильная камера всю ночь была отключена от питания. Там не было никакого холода…

  Этот случай исследовали со всех точек зрения разные специалисты, и все пришли к одному выводу: человека заморозил собственный ум. Он думал, что холодно.

  Есть ещё один пример – так называемая «ложная беременность». Женщина думает, что она беременна, и поэтому проявляется все симптомы.

  Или ещё, часто такое мы видим в быту: человек касается холодного утюга, думая, что он горячий, и получает ожог.

  Все это маленькие примеры просто намекают нам, что есть какая-то сила внутри нас, но вот какая эта сила, никто  не знает. Но ум – это реальность. Это тонкая психическая энергия. Каждый ощущал эту силу на себе. Просто не понимал, что это действует ум. И сначала всё происходит именно в уме, потом в речи, и наконец, в действии. Поэтому на самом деле вся наша жизнь –это проявление какого-то умонастроения.

  Но ум не может принимать постоянных решений. Он очень изменчив. Ум словно обезьяна, прыгающая с ветки на ветку в поисках пищи. Когда уму приятно, он говорит: «Да», когда неприятно, он говорит: «Нет». Веды выделяют, что основная функция ума – понимать то, что нравится, и отвергать то, что не нравится. То есть ум всегда говорит либо «Хочу», либо «Не хочу».

 Однако выше ума стоит разум. Его основная функция говорить: «полезно» или «не полезно», «нужно» или «не нужно», «хорошо» или «плохо». Иными словами, разум уже имеет свойство различать не только то, что нравится или не нравится, а то, полезно нам понравившееся или бесполезно.

  Например, в семейной жизни, если мы строим её только на чувственных удовольствиях наслаждении ума, фундамент наш будет очень зыбким. Потому что чувства приедаются, как мы уже это выяснили, а ум имеет непостоянную природу. Когда насытятся чувства, всё закончится. То есть когда уму захочется новенького, и он почувствует вкус в чем-то другом, отношениям придет конец. Поэтому семейные отношения ни в коем случае не должны строиться на этом фундаменте, который очень не прочен по своей природе. И на самом деле это касается всех остальных сфер нашей деятельности. На зыбкой платформе не построить вечного счастья.

 Ведическая психология выделяет пять функций разума (буддхи):

           1) Верное восприятие – реальность отражается в моем сознании в правильной интерпретации;

           2) Неверное восприятие – свое внутреннее, собственное восприятие реальности. Некая проекция опыта через призму прошлых самскар (впечатлений). Узость, однобокость восприятия;

          3) Сновидения – самопроизвольная реальность, всплывающая в нашем сознании из подсознания;

          4)  Память – Веды говорят, что она является основой для разума. Чем лучше память, тем крепче разум;

                5) Сомнение – или неясность в восприятии. Когда что-то становится нам неясным или что-то мы ещё не знаем, у нас возникает сомнение. Даже говорят: «Сомнение – признак разума». Но древние тексты идут дальше, утверждая, что сомнение только на первом этапе является признаком разума. Потому что как только разуму всё становится ясно, но он продолжает сомневаться в этом, то эти сомнения уже признак глупости. То есть это говорит  о том, что разум такого человека поражен. Например, нам сказали, что включенная плита может обжечь. Сначала возникает сомнение, если нет прошлого опыта. Мы думаем: «Вдруг меня не обожжет».  И в принципе это нормально так думать. Ведь может быть, нас просто обманывают. Это своего рода защитный механизм разума. Но как только мы прикоснулись к плите и обожглись, дальше продолжать сомневаться в том, что включенная плита действительно обжигает, было бы проявлением глупости.

Если у человека сильный разум, то он может видеть последствия любой деятельности. Ему не обязательно что-то делать, чтобы понять, каков будет результат. Так действует сильный разум.

  Например, одному, чтобы понять, что курить и пить плохо, нужно сначала прокурить и пропить всю жизнь. Причем часто бывает и такое, что многие вообще умирают, так и не осознав, что это плохо. Однако другому человеку достаточно раз попробовать, чтобы понять, что курение и употребление алкоголя ни к чему хорошему не приведет. А третьему, у кого разум самый сильный, достаточно просто посмотреть на тех, кто курит и пьет. Как они живут и как потом заканчивают свою жизнь, чтобы никогда этого не делать. То есть сильный разум видит будущее. Он оценивает всё адекватно. Не с позиции «хочу – не хочу», а с позиции «полезно – не полезно». И чем сильнее у человека разум, тем с меньшими проблемами в жизни он будет сталкиваться.

  Но если ум сильнее разума, тогда человеком в жизни управляют вкусы. Он, идя на поводу у своих чувств, словно слепец, идущий прямо в глубокую яму. Слабый разум не может правильно вести человека по жизненному пути. Увлеченный своими эмоциями, он становится рабом своих чувств. Привязанный к низшим вкусам, такой человек не имеет практически никакого шанса изменить свою судьбу. Его карма в полной мере действует на него, не давая возможности что-либо поправить. Коридор свободы выбора такого человека крайне узок. Но человек, желающий  добиться в этой жизни успеха, должен начать развивать высший вкус, оставив низший. То есть он должен поменять свои вкусы. И это ему поможет сделать сильный разум. Однако если разум останется слабым, то поменять что – либо в жизни в лучшую сторону человеку вряд ли удастся. Поэтому надо возвысить свой разум, сделать его крепким и сильным, чтобы иметь возможность влиять на ход судьбы. Для этого мы и говорили о гунах, или качестве благости. Потому что именно в этой гуне разум становится очень сильным, а потому  появляется больше возможностей, чтобы добиться в своей жизни настоящих результатов во всех сферах жизнедеятельности.

 И на самом деле вкусы поменять не так уж и легко. Особенно с низшего на высший. Но это нужно сделать. Это важно для каждого, кто хоть как-то заинтересован в своем личном развитии, или росте.

 Итак, рассмотрим пример того, как действует ум и разум. Представьте, что по улице идет мужчина и вдруг видит красивую девушку. И ум тогда говорит: «Подойди! Подойди! Познакомься! Спроси, сколько времени… придумай что-нибудь! Давай же! Вдруг ты ей тоже приглянулся! Подойди!» На что разум отвечает: «Эй, ты чего? У тебя же рядом жена стоит!»

  Этот забавный пример дает ясно понять, как действует ум и разум. Уму не важно, что там у тебя: жена, дети, ответственность… Главное для него «хочу или не хочу». Но разум, особенно если он сильный, помогает нам не наделать больших глупостей в жизни. Он оберегает нас от необдуманных поступков, которые ничего хорошего не сулят. Он наш телохранитель. Поэтому очень важно, чтобы разум был сильным.

  При этом, когда будет чист ум и силен разум, тогда человек сможет исполнять все свои желания правильным образом. Если же человеком управляет ум, то путь его будет очень опасен, потому что он не будет под защитой того, кто знает, что такое «хорошо», а что такое «плохо», то есть разума. Человек будет исполнять свои желания, но последствия он не сможет предсказать, и потому велика вероятность всё потерять. Тогда как если и ум, и разум будут очищены, то человек сможет исполнять все свои желания, которые не приведут его к деградации, а наоборот возвысят. То есть благодаря такому разуму личность  сможет исполнять только правильные, благочестивые желания, а потому зарабатывать хорошую карму, и значит, пожинать вкусные плоды.

  Однако выше всех: чувств, ума и разума, как мы уже сказали, - стоит душа. То, что может она, не под силу никому. Даже уму и разуму вместе взятым. В ней есть всё. И душа (сознание) пронизывает собою всё: разум, ум, чувства. Поэтому мы говорим: «Я вижу, я слышу, я осязаю, я чувствую вкус, я обоняю, я размышляю, я различаю». То есть «я», душа, является той личностью, которая пользуется и чувствами, и умом,  и разумом. Иными словами, мы не есть ни эти чувства, ни ум и даже не разум. Мы есть вечные души, которые пронизывают собой все эти атрибуты грубого и тонкого тела. Мы отличны от всего этого. Но так как между «Я», или душой и разумом, умом и чувствами, есть тонкая поверхность, которая называется аханкара (ложное эго), мы неправильно отождествляем себя и потому  испытываем множество разочарований в этом мире. Не зная своей истинной природы, мы каждый день сталкиваемся с тройственными страданиями и потому никогда не можем стать по-настоящему счастливыми людьми.

 Из-за ложного эго умонастроение человека становится потребительским. Поэтому, находясь в невежестве, он в мучительных попытках старается достичь какого-то успеха в своей жизни. Но всё это тщетно. Он просто зря теряет свое время. Ничего ему никогда не достичь. Если у него и был какой-то запас благочестивой кармы, то из-за того, что он неправильно пользуется им, этот запас сгорает быстрее, чем подожженный пух. Даже получив какой-то результат, сфокусировав всё свое благочестие на какой-то  цели, он, достигнув её, в скором времени всё теряет. Потому что не на том фундаменте решил строить свое счастье и успех. Ведь фундамент ложного эго очень зыбок, тогда как фундамент истинного эго напротив, прочен. Строя свою жизнь с позиции ложного эго, человек разрушает свой разум. Такой человек рано или поздно просто теряет цель в жизни или начинает считать, что она вообще не нужна. Потом он теряет энтузиазм в своей деятельности, перестает мыслить позитивно, у него снижается психическая энергия. После чего негативизм только усиливается и человек перестает уже испытывать счастье. Так он начинает искать это ощущение счастья в чем-то низком: алкоголе, наркотиках. Человек хочет просто забыться и уйти от проблем. И подобные допинги частично помогают ему это сделать. Но это ложное счастье в гуне невежества, оно в итоге оказывается только страданием. Далее постепенно начинают портиться отношения. У такого человека надрывается психика, которая только ухудшает его положение. Появляется полная разочарованность в жизни. Начинается скорбь, разум становится очень слабым, притупляется сознание, начинается депрессия. В конечном счете, происходит полная деградация сознания. Поэтому, как видно из этого описания, «дружба» с ложным эго не самая выгодная сделка. Она приводит к потере не только всего окружения человека, но и самого себя.

 Что же происходит на физическом уровне? В Ведах описывается, что внутри тела есть так называемая психическая энергия – апана. Функция этой психической энергии – опускать жизненный воздух вниз, увеличивая тем самым влияние ложного эго на сознание человека. Это энергия начинает действовать тогда, когда мы уже не хотим жить для кого-то, а начинаем жить для себя. Поэтому теперь апана начинает опускать жизненный воздух. Вследствие чего у человека начинает ослабевать разум, а чувства, наоборот, становятся очень сильными и бесконтрольными. Таким образом, он начинает быть похожим больше на какое-то животное, живущее только по позывам чувств и инстинктам. И вместо господина своей судьбы такой человек становится её рабом. К этому приводят также и разные модные сейчас психологические тренинги, которые направляют сознание человека на себя. Мы осознано не будем называть, какие бывают их виды, дабы избежать всякой критики и оскорблений в адрес кого-либо. Да это и так  каждый  сам сможет понять. Просто знайте, что ведическая психология считает, что когда человек направляет свою психическую энергию на себя, то это только ухудшает его положение, поэтому  этим лучше не заниматься. Лучше направить свои силы на служение другим, и тогда в действие включается другая психическая энергия под названием – удана. Это психическая энергия увеличивает энтузиазм человека, желание сделать что-то хорошее, заняться чем-то интересным, благостным. Она увеличивает умственные способности, самоконтроль, ощущение счастья. Это очень важная энергия в нашей жизни.

  Рассмотрим пример, который приводится в Катха-упанишаде (1.3.3-4), он явно иллюстрирует, как функционируют чувства, ум, разум и душа. Представим себе колесницу. Она запряжена пятью лошадьми – это наши познающие органы чувств: слух, вкус, обоняние, осязание, зрение. Ум – это вожжи, а разум –это возничий, держащий вожжи в руках и управляющий пятью этими лошадьми. В колеснице позади разума сидит на сиденье душа, которая является пассажиром этой повозки. Так образно выглядит колесница нашего тела. В Ведах говорится, что эти пять лошадей, органов чувств очень сильны. Они несут нас в разные стороны, бросая колесницу то вправо, то влево. Они то разгоняют её, то резко останавливают. Поэтому, если разум (возничий) слабый, эти лошади берут контроль над повозкой и тогда, став неуправляемыми, несут её и пассажира (душу) прямо в пропасть. Если ум слабо держится в руках у разума, то это приводит к гибели, потому что никто больше не в силах остановить этих неугомонных лошадей. Однако если разум силен, то он крепко держит вожжи ума,  и потому лошади находятся в полном повиновении и тогда ведут колесницу тела по верному пути. Тогда душа, сидящая в колеснице, спокойно поедет по жизни, испытывая от этой дороги счастье.

  Теперь разберем функции сознания. Всё это нужно понимать, чтобы осознанно действовать в этом мире. Итак, Веды выделяют  четыре функции материального сознания: читта (совокупное сознание, способность осознавать, что «я – есть», «я – существую»), аханкара (ложное эго), манас (ум), буддхи (разум). Когда мы говорили о реинкарнации, мы не упомянули о том, где же хранится вся наша память  обо всех прожитых жизнях. Так вот, вся информация находится в читте, или в совокупном сознании. В нем есть всё. И одна из психологических причин нашего  забвения состоит в том, что аханкара (ложное эго) берет какой-то определенный слой этой памяти и, отделяя его стенками, говорит «это я». То есть, получая какое-то тело, душа из-за аханкары начинает отождествлять  себя с этим телом, чувствами, умом, разумом и потому забывает о том, кто она есть на самом деле. Это можно сравнить с ребенком. Играя какую-то роль, он так в неё погружается, что забывает, кем является на самом деле. Взяв игрушку в руки, он считает, что является сам этой игрушкой. Однако он остается собой, а игрушка – собой. Но так как ребенок, пользуясь ложным представлением о реальности, создает в своем уме свою реальность, то он якобы становится этой игрушкой.

 Тогда возникает вопрос: какой именно определенный слой памяти берет аханкара? Как происходит этот выбор? Ответ заложен в законе кармы. В зависимости от того, что душе сейчас необходимо отработать, она получает определенное тело с определенным слоем памяти. А где же тогда хранится информация, полученная в этой жизни? Ведическая психология говорит, что она находится в манасе (уме). То есть манас – это информация, используемая в этой жизни. И как мы помним, функция ума отвергает то, что не нравится, и принимать то, что нравится. Поэтому после того, как в манасе возникло какое-то ощущение, которое было получено от чувств, он, проанализировав его, делает первоначальный вывод: «хочу или не хочу». Далее аханкара (ложное эго), после того как ум сделал свой анализ, проводит связь между ощущением манаса и самой душой и делает это частью нас. Наконец, включается буддхи (разум). Он сначала проводит свой объективный анализ, основанный на знании и опыте, а потом разрабатывает программу действия, то есть определяет, что делать дальше.

  Чтобы всё это понять, приведем простой пример.  Допустим, мы захотели мороженного. Первое, что возникает, - это позыв чувств. Они говорят, что хотят мороженного. Ум, проанализировав это и поняв, что это вкусно, говорит: «Да! Хочу сразу 10 порций!». Ложное эго посылает эту информацию к душе, и она, отождествив желание ума со своим собственным, дает одобрительную санкцию на покупку мороженного. Но потом включается разум. Он говорит: «Да вы что? Как же мы съедим столько? После такого количества мы заболеем, произойдет расстройство желудка, и вообще нам будет очень плохо. Поэтому максимум две порции!». Так мы идем и покупаем два эскимо. Вот как работает наш психический механизм. Современные психологи не знают этого. В университетах об этом не говорят. Но всё это описано в древних текстах человечества, которым тысячи лет. В Ведах всё это уже давно рассказано. Разумному человеку надо просто прочитать и правильно использовать это знание в своей жизни.

  И как мы уже выяснили ранее, в обычном состоянии подсознание (манас) руководит нашим сознанием (буддхи). Но должно быть наоборот.  Ведь в сущности, когда мы подчиняемся нашему подсознанию, мы становимся кармическими машинами. То есть мы живем строго по написанному сценарию прошлой деятельности, и изменить что-то мы практически не имеем сил. Такой человек, как правило, не отдает себе отчета в том, хорошо это или плохо на самом деле. Вся его жизнь растрачивается на пустые попытки исполнить свои желания, причем он даже не знает, откуда пришли эти желания. Нужны ли они вообще; есть ли в них смысл; что они принесут, какие последствия? Он не задумывается над этими вопросами. Он тратит бесценные годы своей жизни, чтобы осуществить ту или иную мечту, которая, может, вовсе и не имеет никакого смысла, которая не сделает его по-настоящему счастливым человеком. И Веды говорят, что мы на самом деле счастливы от состояния нашего ума. Если ум у нас светлый и не отягощен какими-то вещами, проблемами, то нам хорошо в любых обстоятельствах.

   Подведем краткий итог вышесказанного. Итак, мы кратко изучили, что же является причиной наших страданий. И как мы выяснили – это ложно эго, или неблагочестивые желания, направленные на своё собственное удовлетворение. Однако теперь мы знаем, что это на самом деле никогда не сделает нас счастливыми. Более того, это и является причиной наших неудач в жизни. Наше несчастье как раз именно в этом и заключается, что мы стараемся набить свои собственные карманы, тогда как, чтобы стать успешным, необходимо направить свою энергию на других. Но это сделать тяжело. Ведь ложное эго говорит нам, что это не так, надо на себя тянуть одеяло. «И что дальше?» - спросим мы его. Мы столько лет пытаемся это сделать, мы хотим стать счастливыми, но почему-то это всё не происходит, разочарований становится всё больше и больше. Рушатся отношения, бизнес, здоровье и т.д.  Жизнь уже и не такая приятная вещь вовсе. Каждый день мы просыпаемся, чтобы пойти на работу , а отработав, приходим уставшие домой, чтобы поспать. Так проходит день за днем, год за годом. Есть ли в этом какой-то смысл? У тех людей, кто живет, опираясь в своей жизни только на ложное эго, нет ответа на этот вопрос. Возможно, кто-то из них скажет, что смысл в том, что он когда-то станет счастлив. Он живет в надежде, что в будущем счастье всё - таки придет к нему. Как только исполнятся все его желания, он станет счастливым. Однако желания не исполняются и счастье не приходит. Прожив всю свою жизнь, человек обернется назад и поймет, что прожил её зря, так ничего и не добившись. Почему?  Да потому, что пытался жить только для себя. И такой конец ждет каждого, кто фундаментом своей жизни выбирает ложное эго. Но для того, кто обратился к «истинному я», счастье приходит в то же мгновение, говорится в Ведах. Такой  человек синхронизировавшись с Высшей Силой природе, стал действовать в ритме с ней. Следовательно, он начинает жить в соответствии с законами мироздания, и значит,  уже вся вселенная направляет всю свою благотворную энергию к такому человеку. Он естественным образом испытывает счастье от всего, что делает. В любой сфере его деятельности  он достигает высоких результатов. Отношения становятся идеальными, улучшается карма, деньги начинают приходить к такому человеку, поправляется здоровье, восстанавливается и крепнет разум, очищается сознание и многое другое. Разве не этого мы хотим?  Поэтому Веды давно уже описали механизмы действия в этой вселенной, и разумный человек может воспользоваться этим методом, чтобы добиться в жизни успеха.


  отрывок из книги "Ведическая психология успеха"

Категория: Познавательное | Просмотров: 924 | Добавил: anatoly | Теги: причина, эзотерика, познания себя, страдания | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]